Включает в себя


Подготовка ребенка к школе – это целый комплекс знаний, умений и навыков, которыми должен владеть дошкольник. И сюда входит далеко не только совокупность необходимых знаний. Готовность к школе подразделяется на физиологический, психологический и познавательный аспект, каждый из которых включает в себя целый ряд составляющих. Все виды готовности должны гармонично сочетаться в ребенке.




Физиологическая готовность ребенка к школе


Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Если у ребенка имеются серьезные отклонения в психическом и физическом здоровье, то он должен обучаться в специальной коррекционной школе, предусматривающей особенности его здоровья. Кроме этого, физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков), координации движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т. п.




Психологическая готовность ребенка к школе


Психологический аспект включает в себя три компонента:


1. Интеллектуальная готовность к школе означает:


• к первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний;


• он доложен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу и обратно, до магазина и так далее;


• ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен;


• должны соответствовать возрасту развитие памяти, речи, мышления.


2. Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:


• ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых;


• толерантность; это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;


• нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо;


• ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.


3. Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает:


• понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения;


• наличие интереса к учению и получению новых знаний;


• способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа;


• усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.




Познавательная готовность ребенка к школе


Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе. Итак, что должен знать и уметь ребенок в шесть-семь лет?


1) Внимание.


• Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут.


• Находить сходства и отличия между предметами, картинками.


• Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее.


• Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции. Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила: если ребенок услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое – постучать ногами, если птица – помахать руками.


2) Математика.


• Цифры от 0 до 10.


• Прямой счет от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1.


• Арифметические знаки: «+», «-» , «=».


• Деление круга, квадрата напополам, четыре части.


• Ориентирование в пространстве и листе бумаги: «справа, слева, вверху, внизу, над, под, за и т. п.3)


3) Память.


• Запоминание 10-12 картинок.


• Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т.п.


• Пересказывание текста из 4-5 предложений.


4) Мышление.


• Заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…», «Суп горячий, а компот…» и т. п.


• Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.


• Определять последовательность событий, чтобы сначала, а что – потом.


• Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.


• Складывать пазлы без помощи взрослого.


• Сложить из бумаги вместе со взрослым простой предмет: лодочку, кораблик.


5) Мелкая моторика.


• Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании.


• Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.


• Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.


• Выполнять аппликации.


6) Речь.


• Составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть.


• Понимать и объяснять смысл пословиц.


• Составлять связный рассказ по картинке и серии картинок.


• Выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией.


• Различать в словах буквы и звуки.


7) Окружающий мир.


• Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее.


• Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *